St Petersburg Center
for the History of Ideas

Санкт-Петербургский
Центр истории идей
СОДЕРЖАНИЕ
CONTENTS

Введение. Аксиологические измерения эпистемологии 5

Глава 1. Когнитивное и ценностное: к истории вопроса 16 
1.1. Человек и его ценности в системе рассуждений Декарта 16 
1.2. Познавательное и ценностное в трудах И. Канта 27 
1.3. Ценности в методологии наук о природе и наук о культуре — концепция неокантианцев 38 
1.4. Развитие категории ценностей в трудах М. Вебера и К. Манхейма 49 
1.5. Познание и ценности в концепциях М. Шелера и Н. Гартмана 58 
1.6. Современные подходы к ценностям — эпистемологические аспекты 78

Глава 2. Аксиологическая составляющая фундаментальных операций познания 100 
2.1. Базовые операции познавательной деятельности и ценностные ориентации субъекта 100 
2.2. Ценностная составляющая репрезентации как базовой процедуры познания 108 
2.3. Категоризация, ее аксиологические проблемы 122 
2.4. Ценностные аспекты и проблемы интерпретации 135 
2.5. Конвенции и коммуникации, их ценностные составляющие 149

Глава 3. Ценности в познании как форма проявления социокультурной обусловленности научного познания 172 
3.1. Предпосылочные функции ценностного сознания в науке 172 
3.2. Способы введения ценностных предпосылок в научное познание 185 
3.3. Имплицитные формы ценностных предпосылок науки и способы их выявления 205 
3.4. Личностное неявное знание как способ существования ценностей в знании 228 

Глава 4. Мировоззренческое и методологическое знание как формы ценностных предпосылок науки 244 
4.1. Соотношение мировоззренческого и эмпирического знания в развитии науки 244 
4.2. Ценностно-мировоззренческие формы предпосылочного знания 261 
4.3. Методологические формы знания и деятельности как ценности науки 273 
4.4. Диалог и синтез когнитивных практик как базовая методологическая ценность и глубинная тенденция науки 285 

Глава 5. Формы рефлексии ценностных компонентов в гуманитарном и социальном знании 298 
5.1. Гуманитарное знание как тип рациональности, его трансцендентальные измерения 298 
5.2. Язык как коммуникативная, культурно-историческая и ценностная предпосылка познания 318 
5.3. Социальное познание: общая теория и проблема ценностей 336 
5.4. Филология и проблема ценностей 360 
5.5. Философия образования: ценностные аспекты 383 
5.6. Систематическая теология: методологический опыт и его значение для эпистемологии гуманитарного знания 394 

Читая Витгенштейна. Вместо заключения 419 
Литература 421 
Указатель имен. Составитель И.И. Ремезова 433
Микешина Л.А. Эпистемология ценностей. М: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2007. 439 с. (Серия «Humanitas»)

Mikeshina L.A. Epistemology of Values. Moscow: ROSSPEN, 2007. 439 p.
ISBN   978-5-8243-0833-4


Монография посвящена проблеме "познание и ценности", которая становится все более значимой в философии и методологии науки. Всему исследованию предпослано рассмотрение этой проблемы в трудах крупнейших европейских философов - Декарта, Канта, неокантианцев, М. Вебера, М. Шелера, Н. Гартмана и др. Впервые исследованы ценностные составляющие таких фундаментальных операций познания, как репрезентация, категоризация, интерпретация и конвенция. Ценности в форме мировоззренческого и методологического знания рассмотрены как явные и неявные предпосылки и способы социокультурной обусловленности научного познания. Широко привлекается материал из истории науки. Особо исследуется специфика гуманитарного знания и ценностей в таких областях, как язык, текст и дискурс, теоретическая социология, филология, философия образования, систематическая теология (Р. Бультман, П. Тиллих).
Home           Almanacs         Books           Society        Study Room
commercial links:
2eu.kiev.ua