St Petersburg Center
for the History of Ideas

Санкт-Петербургский
Центр истории идей
ОГЛАВЛЕНИЕ
CONTENTS

Введение

Глава 1. Философия познания – XXI век. Синтез когнитивных практик
Традиционная теория познания как виртуальный феномен
       Каков статус и предметное поле традиционной «теории познания» как виртуального конструкта?
       Виртуальность субъектно-объектных отношений и субъекта познания
Многообразие когнитивных практик и принципы их возможного синтеза
       Богатство познавательного опыта и проблемы его использования
       Синтез когнитивных практик и принципы постмодернизма
       Основные формы диалога и взаимодействия когнитивных практик в науке и культуре
Герменевтика как одна из ведущих когнитивных практик
       Герменевтические аспекты традиционных проблем познания
       Исторические типы герменевтики, идеи главных представителей

Глава 2. Значение идей Г.Г. Шпета и М.М. Бахтина для философии познания
Густав Шпет и современная методология социально-гуманитарных наук
       Особенности предмета и методологии гуманитарного знания
       Идеи Шпета о субъекте, Я как базовые для методологии гуманитарного знания
       Конкретные направления в развитии методологии гуманитарных наук
       Проблемы методологии исторической науки
       Методологические проблемы во "Введении в этническую психологию"
Идеи Михаила Бахтина и их значение для современной эпистемологии и философии познания
       О природе "мира теоретизма" и "участном мышлении"
       Пространство, время, хронотоп в гуманитарном знании
       Проблема истины в контексте «ответственно мыслящего» субъекта

Глава 3. Феномен "Я" и субъект в философии Декарта
Множественность "Я" в текстах Декарта
       Авторское "Я" Декарта
       "Я" Декарта как эмпирический индивид
       "Я" как "мыслящая вещь"
       "Я" как ego в cogito ergo sum
       "Я" как субъект. Неявное введение субъектно-объектных отношений
Присутствие Я не ставится под вопрос
       Предпосылки и предрассудки по Декарту
       Воля, свобода, истина
       Единство метода и правил морали

Глава 4. Принцип доверия человеку познающему. Аргументы за и против
Некоторые историко-философские предпосылки проблемы
       Скептицизм как история "недоверия" человеку познающему
       Традиция Протагора
Принцип доверия субъекту: аргументы за и против
       Аргументы от эволюционной теории познания
Природа и сущность деформаций, осуществляемых человеком познающим
       Научное воображение и проблема доверия субъекту
       Принцип доверия в контексте проблемы "разумения-неразумения" (М. Фуко)
Телесность человека познающего как основание доверия ему

Глава 5. Эмпирический субъект и категория жизни
Жизнь как категория философии
       Риккерт о "философии жизни"
       Европейские традиции исследования феномена жизни
Жизнь как категория наук о духе
       Дильтей: жизнь как жизнеосуществление в истории и культуре
       Науки о духе - выражение сознающей себя жизни
Категория жизни в онтологическом и культурно-историческом аспектах 

Глава 6. Формирование субъекта интерпретирующего: герменевтические смыслы образования
Образование как "подъем ко всеобщему"
       Возвращение субъекта в образование
       Изменение базовых операций познания под влиянием образования (на примере репрезентации)
       Образование как приобщение к образцам и "символическому универсуму"
Образование как субъективизация всеобщего опыта и знания
       Понимание субъекта, истины и каноны образования
       Формальное знание, "жизненный мир" и коренные интуиции субъекта образования
Забота как фундаментальная предпосылка формообразования субъекта интерпретирующего

Глава 7. Вера и достоверность в познании
Герменевтика, феноменология: выяснение природы веры и достоверности
       Поиск условий и оснований веры и достоверности
       Достоверность, уверенность, вера как "формы жизни"
       Достоверность и "языковые игры"
Эпистемологический статус веры
       Вера и знание
       Предпосылки и основания веры как субъективной уверенности
       Вера и верования как компоненты личностного знания и "жизненные феномены"
       Вера и сомнение
       Вера и понимание
       Вера и истина

Глава 8. Интерпретация: философские и эпистемологические смыслы и особенности
Философское понимание интерпретации
       Онтологические предпосылки
       Интерпретация в контексте философской герменевтики
       Проблема интерпретации в аналитической философии
Эпистемологические проблемы интерпретации
       Логико-методологические аспекты интерпретации
       Интерпретация в когнитивных науках: роль идей герменевтики
       Каноны интерпретации в гуманитарном знании. Идеи Э. Бетти и Е.Д. Хирша
Некоторые специальные проблемы интерпретации в социально-гуманитарных науках
       Интерпретация в исторических науках
       Ценностные и мировоззренческие аспекты интерпретации
Интерпретация в философии
       Особенности интерпретации философских текстов
       Способы реализации герменевтического принципа в философской интерпретации

Глава 9. Релятивизм. Психологизм. Историзм
Проблема релятивизма в историко-философском контексте
       Релятивизм как  философская традиция
       Оценка релятивизма в немецком историцизме и неокантианстве
       Динамика идей Гуссерля: психологизм, релятивизм, историзм
Проблема релятивизма в социологии познания
       Трактовка релятивности знания в эпистемологии К. Манхейм
       О релятивизме в историческом исследовании. М. Мандельбаум, П. Бурдьё
Эпистемология о природе релятивизма
       Ст. Тулмин о позициях "абсолютистов" и "релятивистов" в эпистемологии
       Изменение образа науки - изменение понимания природы релятивизма
       Н. Решер: субъективный фактор и "границы когнитивного релятивизма"
Релятивизм и проблема ценностей
Антитеза "психологизм-антипсихологизм", ее роль в понимании природы релятивизма
Конструктивные функции релятивности знания и релятивизм как концепция

Глава 10. Язык в философии познания: как "опыт мира" и "горизонт онтологии"
Язык и познание
       Соотношение эпистемологии и философии языка по Р. Рорти
       Герменевтика: целостный подход к языку человека познающего
       "Онтологический поворот герменевтики на путеводной нити языка"
Перевод как один из способов представления проблемы языка и познания
Научное и нарративное знание с позиции языка и языковых игр
Феномен "концепт": теоретические исследования и опыт применения
       Подходы и способы исследований феномена "концепт"
       Концепт в герменевтическом контексте. Структура концепта и архитектоника опыта
       От концепта к понятию и обратно. Опыт Декарта и Гуссерля

Глава 11. Познание времени и время в познании
Способы представления времени в учениях о сознании и познании
       Проблема времени в классической гносеологии
       А. Бергсон: длительность как основание человеческого бытия и сознания
       Ответ феноменологов на вопрос "что есть время?"
Проблема времени в концепциях герменевтики
       Введение темпоральности в герменевтические исследования
       Герменевтическое значение временного отстояния
Понимание времени в горизонте "бытия и времени"
       Категория времени в хайдеггеровской интерпретации философии Канта
       Неклассическое понимание времени в работах Хайдеггера
Представление времени в гуманитарном знании
       Опыт постижения времени в логике
       Некоторые концептуальные подходы к проблеме времени в гуманитаристике

Глава 12. Гуманитарное и религиозное знание как сферы экзистенциального выражения человека 
Систематическая теология П. Тиллиха: эпистемологические и методологические проблемы
       Проблема рациональности в теологии П. Тиллиха
       Методы систематической теологии 
       Методологический анализ феномена "жизнь"
Между религиозно-антропологической и рационально-критической философией познания. П.А. Флоренский: "Столп и утверждение истины"
       Проблема «неопределимости» жизни и православной церковности
       "Слово "истина" не покрывает собственного своего содержания…"
       Обращение Флоренского к собственно гносеологическим и логическим проблемам истины

Заключение
Литература
Указатель имен
Предметный указатель
Summary
Микешина Л.А. Философия познания: Проблемы эпистемологии гуманитарного знания. М.: Канон+РООИ "Реабилитация", 2009. 560 с.

Mikeshina L.A. Philosophy of cognition: Problems of epistemology of knowledge in the humanities. Moscow:Kanon+ROOI "Reabilitatsia", 2009. 560 p.
ISBN   978-5-88373-173-9


Home           Almanacs         Books           Society        Study Room
commercial links: my explanation