СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Часть I. Философия познания
Глава 1. Современная философия познания: основные категории и принципы
§ 1. Философии познания: диалог подходов. Значение эпистемологии для научного познания
Особенности современной эпистемологии. – Парадоксы и противоречия отечественной теории познания. – Плюрализм когнитивных практик. – Новое отношение к проблеме знания. – Идеи герменевтики и современная эпистемология.
§ 2. Понятие субъекта и объекта, их многоликость и многоуровневость.
Категории субъекта и объекта, изменение их значений. – От гносеологического субъекта к целостному человеку познающему. – Пути преодоления традиционного понимания оппозиции «субъект-объект». – Принцип доверия субъекту.
§ 3. Чувственное и логическое (абстрактное) познание
Единство образных и знаковых компонентов в чувственном познании. – Восприятие как выдвижение гипотезы и придание смыслов сенсорным данным. – Особая роль зрительного восприятия и визуального мышления в европейской культуре. – Абстрактное (логическое) познание. Соотношение категорий «рассудочное» и «разумное».
Глава 2. Динамика рационального и иррационального в познавательной деятельности
§ 1. Знание, его природа и типология. Вера и знание
Знание как неотъемлемое свойство и условие существования человека и общества. – Знание в его соотношении с реальностью, сознанием, типами деятельности. – Знание и вера.
§ 2. Рациональное, его типы, соотношение с иррациональным в научном познании
Новые представления о научной рациональности. – Рациональное и иррациональное в научном познании. – Интуиция как вид иррационального в науке.
Глава 3. Структура познавательной деятельности, ее особенности в научном познании
§ 1. Репрезентация как способ представления объекта в обыденном и научном знании
Отражение, зеркальная метафора, репрезентация. – Репрезентация как познавательная операция в научном познании. – Критика теории познания как «теории репрезентации».
§ 2. Категоризация как всеобщая процедура познавательной деятельности
Традиции и формы существования проблемы категоризации. - Категоризация и ее формы в когнитивной психологии и лингвистике
§ 3. Интерпретация как научный метод и базовая процедура познания
Герменевтика как теория интерпретации. – Интерпретация как базовая операция гуманитарного знания. – Интерпретация и ценности в социальном познании. М. Вебер. – Интерпретация в учениях о культуре. – Интерпретация как общий метод естественных наук.
§ 4. Конвенция (соглашение) – универсальная процедура познания и коммуникации, ее роль в научном познании
Социальная природа конвенций. – Логико-методологические смыслы конвенций. – Конвенции в социально-гуманитарном знании.
Глава 4. Проблема надежности знания. Современное понимание познаваемости мира
§ 1. Скептицизм и познаваемость мира
Главные идеи скептиков. – Аргументы эволюционной эпистемологии в защиту познаваемости.
§ 2. Эпистемологический релятивизм – неотъемлемое свойство научного знания и познавательной деятельности
Эпистемологический релятивизм в истории философии познания. – Проблема релятивизма в современной эпистемологии.
§ 3. Проблема истины в эпистемологии и философии науки
Основные концепции истины в эпистемологии. – Истина: две формы соответствия. – Истина в гуманитарном знании.
Часть II. Философия науки: социологические и методологические аспекты
Глава 5. Научное знание и познавательная деятельность как социально-историческое явление и элемент культуры
§ 1. Проблемы социокультурной обусловленности познания в философии науки
Смена парадигм в методологии и философии науки. – Социокультурная обусловленность познания. – Социальность и предпосылочное знание. – Коммуникативность науки как форма ее социокультурной обусловленности.
§ 2. Ценности в познании как форма проявления социокультурной обусловленности научного познания
Категория ценности в философии науки. – Познавательные ценности и «феномен Ньютона». – Ценностные ориентации в научном познании и проблема выбора.
Глава 6. Революционные и эволюционные изменения в научном знании и познавательной деятельности
§ 1. Движущие факторы и модели развития науки
Что является движущими факторами развития науки? – Развивается ли наука как постепенное накопление неопровержимых истин или модель развития науки должна быть существенно иной? – Как сочетаются эволюция и революция в истории науки?
§ 2.Особенности научных революций в естественных и социально-гуманитарных науках
Концепция научной революции Т. Куна. Понимание научной революции в отечественной философии и методологии науки. Особенности научных революций в социальном и гуманитарном познании.
Часть III. Методология научного исследования
Глава 7. Методология научного исследования как ядро философии науки
§ 1. Этапы, способы научной деятельности и типы научного знания
Понятие методологии и ее уровней. – Специфика научной деятельности. – Природа и функции метода научного познания. – Специфика научного знания. – Научное и вненаучное знание.
§ 2. Язык как средство построения и развития науки
Культурно-историческая природа языка. – Почему необходим специализированный научный язык? – Приемы живой речи и возможности формализации в языке естественных наук. – Некоторые особенности языка гуманитарных наук.
Глава 8. Начало исследования: методы и формы знания
§ 1. Проблема как форма научного познания
Предыстория понимания проблемы. – В чем особенности проблемной ситуации? Проблема как структурная единица научного знания. – Понимание К. Поппером места и роли проблемы. – Общеметодологические и социокультурные предпосылки проблем и проблемных ситуаций. – Особенности постановки проблем в гуманитарном знании. – Проблематизация знания и вопросно-ответные процедуры.
§ 2. Методы исследования и формы знания эмпирического уровня
Эмпирический и теоретический уровни. – Методы и формы познания эмпирического уровня: вычленение и исследование объекта. – Методы и формы познания эмпирического уровня: обработка и систематизация знаний.
Глава 9. Методы и формы познания теоретического уровня
§ 1. Методы построения идеализированного объекта и оправдания теоретического знания
Методы построения и исследования идеализированного объекта. – Методы построения и оправдания теоретического знания.
§ 2. Понятие предпосылочного знания. Основания и предпосылки научного познания
Становление понятия предпосылочного знания в истории и философии науки. – Структура и основные формы предпосылочного знания.
Глава 10. Предпосылочные методологические структуры в системе теоретического знания
§ 1. Научная картина мира и стиль мышления, их методологические функции в теоретическом познании
Научная картина мира. – Картина мира в гуманитарном познании. – Стиль научного мышления
§ 2. Методологическая роль парадигмы и исследовательской программы в теоретическом познании
Парадигма как базовое понятие методологии и философии науки. – Научно-исследовательская программа, ее структура и функции.
Глава 11. Новые методологии: компьютеризация, системный подход, синергетика
§ 1. Компьютеризация науки, ее проблемы и следствия
Эпистемология и когнитивная наука. – Эпистемологические смыслы теории фреймов. – Смысловая связь – основной конструктивный элемент знаний. – Компьютер и формирование нового типа мышления и познавательной деятельности.
§ 2. Системность и синергетика – новые парадигмы методологии науки
Системный подход в современной методологии науки. – Синергетика как новая парадигма: самоорганизация, открытые системы, нелинейность.
Глава 12. Социально-гуманитарные науки и философия как типы знания и познавательной деятельности
§ 1. Особенности социально-гуманитарного познания
Гуманитарное знание как проблема. – Сходство и различие естествознания и обществознания. – Специфика философско-методологического анализа текста как основы гуманитарного знания. – Пространство, время, хронотоп в гуманитарном знании.
§ 2. Философия как тип знания. Методы философствования
Методы философии. – Специфика философской проблемы. - Интерпретация как метод философствования – Истинность философского знания.
Словарь
Именной указатель
Литература по философии науки и методологии (на английском языке)